Опоздание рейсового автобуса не образует составов административных правонарушений
© mr_Brightside / Фотобанк Фотодженика |
Пассажир, который долго и безрезультатно ждал прибытия рейсового автобуса на остановку общественного транспорта, пожаловался в Роспотребнадзор и потребовал привлечь перевозчика к административной ответственности (Постановление Двадцать первого ААС от 21 марта 2024 г. № 21АП-81/24):
Роспотребнадзор отказался возбуждать дело, сославшись на мораторий, – проверять перевозчика с взаимодействием с ним по такой жалобе нельзя из-за постановления Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 г., а составлять протокол об АП без такой проверки нельзя из-за ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Обжалование отказа в арбитражном суде ни к каким результатам не привело, – суд счел, что в данном случае не имеется составов указанных нарушений:
- потребитель потребовал привлечь к ответственности перевозчика за то, что он не выполнил рейс автобуса по маршруту № 21 с отправлением в 7 часов 25 минут, а так же умолчал об этом, не предупредив потребителей о нарушении расписания движения, чем были нарушены права заявителя как потребителя. При этом согласно материалам дела, автобус вышел на линию и сломался;
- обращаясь в Роспотребнадзор и затем в суд, заявитель полагал, что ситуация, когда общественный транспорт (в данном случае автобус № 21) не выполняет рейс по расписанию (в данном случае автобус отсутствовал на остановочном пункте в 7.25 час.), может являться основанием для возбуждения в отношении перевозчика дел об административном правонарушении, предусмотренных ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ;
- между тем объектом административных правонарушений, предусмотренных данными статьями, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. В сложившейся правоприменительной практике под обманом потребителя понимается преднамеренное введение его в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. При этом такие действия являются скрытыми, невидимыми для потребителя;
- общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами определяются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- согласно чч. 4, 6 ст. 19 Закона № 259-ФЗ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта; в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров;
- согласно пп. 3, 4 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586, расписание регулярных перевозок определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Пунктом 11 тех же Правил установлены требования к информированию пассажиров о расписании движения общественного транспорта в местах остановки транспортного средства;
- информирование пассажиров о задержках рейса транспортного средства, в том числе в случае его поломки, законодательством не предусмотрено;
- таким образом, опоздание либо отсутствие автобуса в установленное графиком его движения время само по себе не может рассматриваться как нарушающее права потребителя на информацию о лице, оказывающем услугу по перевозке, либо о самой услуге, а также свидетельствовать об обмане потребителя;
- в то же время какие-либо факты, свидетельствующие о представлении гражданину (неопределенному кругу лиц) недостоверной информации о расписании автобуса, выполняющего рейс по маршруту № 21, в сообщении заявителя не указаны;
- при таких обстоятельствах следует признать, что обращение заявителя не содержало информации о событиях административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.7, 14.8 КоАП РФ, в связи с чем не требовало проведения проверки Роспотребнадзором по такому обращению.
К сведению: недавно ВС РФ высказался по проблеме невозможности привлечения к административной ответственности нарушителей по жалобам потерпевших, обусловленной введенным мораторием на проверки в совокупности с запретом возбуждать дела об АП без проведения КНМ с взаимодействием. Правда, выводы ВС РФ касаются исключительно полномочий МВД России и органов дознания. Подробнее о правовой позиции ВС РФ см. в нашей новости.